Ru
En Uz Jp

Фестивальная Хива

8-9 мая Хива принимала Третий Фестиваль традиционной культуры «Асрлар садоси», организованный совместно с Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана» и Представительством ЮНЕСКО в Узбекистане. Среди гостей фестиваля был главный редактор газеты «The Bukharian Times» Рафаэль Некталов.

Журналист Юрий Цырин взял у него интервью.

- Каковы впечатления от встречи с Родиной?

- Самые приятные! И в первую очередь, это знакомство с деятельностью Фонда «Форума культуры и искусства Узбекистана», которым бессменно руководит профессор Гульнара Каримова. В первый же день по прибытии в Ташкент нам с Мирой организовали презентацию фонда. Миловидная Динара Дултаева, кстати, блестяще владеющая английским языком, рассказала об истории создания Форума, ознакомила нас с этапами его развития. Мы были поражены масштабом деятельности этой благотворительной организации, как в пределах Узбекистана, так и во многих государствах мира. Фонд Форум имеет свои представительства в Пекине, Москве, Токио, Париже, Вене, Женеве, и недавно появилось представительство и в Нью-Йорке.

Когда я перелистал красочно оформленные страницы ежеквартального журнала, не мог не отметить высокую полиграфию и содержательность каждого номера. Форум ведет активную деятельность, направленную на сохранение национального наследия, восстановление древних традиций прикладного искусства и ремесленничества, содействие работникам искусства, создание условий для деятельности молодых талантов, их поддержку и стимулирование, популяризацию в национальном и международном масштабе творчества молодых дарований. Дух захватывает! Но это лишь в первом приближении, когда просто знакомишься с фондом.

- И все это на самом деле имеет место?

- Да, и в этом я убедился, оказавшись в Хиве на фестивале «Эхо веков». Но прежде чем мы перейдем к фестивалю, хочу остановиться на прекрасно организованной конференции «Культурное наследие Узбекистана: искусство каллиграфии и архитектурной эпиграфики», которая прошла в Хиве, в Академии Маъмуна. Здесь я впервые имел возможность встретиться с Председателем Попечительского совета Форума профессором Гульнарой Каримовой (на верхнем снимке). Чувствовалось, что эта молодая, образованная, интеллигентная женщина способна не только радовать своим обаянием, но принимать серьезные решения. Конференцию приветствовал и Глава Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Хорхе Эспинал.

Доклады были очень содержательны, отражали различные школы и течения духовной жизни современного Узбекистана. Докладчиками были: А.Бердимурадов – директор института археологии Академии наук РУ, А.Мансур – заместитель председателя духовного управления мусульман Узбекистана, А.Раззоков преподаватель медресе Мир-Араб, Б.Майруфий, мой сосед по Самарканду, молодой исследователь, директор архитектурного ансамбля Регистан в Самарканде. Приято было в Хиве встретиться с профессором Отаназаром Матъякубовым.

- А как проходил фестиваль?

- Я об этом напишу отдельную статью, так как увиденное и услышанное требует специального культурологического анализа. Скажу вкратце: и народные гулянья, и выступления фольклорных коллективов (особенно из Булунгура – нечто авангардное по своему духу), и ярмарка декоративно-прикладного искусства... И все это в Ичан-Кале – удивительном архитектурном комплексе, поражающем своим размером и уникальностью даже меня, самаркандца! Прибавьте к перечисленному соревнования борцов «кураш», конкурс на лучший плов, петушиные и бараньи бои, выставку художников, показы моделей национальной одежды и завершающий все это великолепие гала-концерт!

- Успели все посмотреть?

- Да! И отведать бухарский, наманганский и самаркандский пловы!

Хива – это праздник

Фестивальная Хива – это нечто невероятное и сказочное! И я советую всем читателям, которые соберутся в путешествие в родные места, не ограничивать свое пребывание только Бухарой, Самаркандом, Ташкентом или Ферганской долиной. Обязательно посетите Хиву – и заново откроете Узбекистан!

Не буду перечислять архитектурные памятники Хивы, они известны всему миру. Подчеркну одно: самая главная достопримечательность древнего города – его люди. Хорезмийцы – высокие, статные, серо-голубоглазые мужчины, статные девушки с тонким станом. Понятно, что родина искрометного «Лазги» и должна так выглядеть!

Открытые, гостеприимные, вежливые, аккуратные во всем, люди, Громко говорят разве что торговцы на базаре, призывая народ глянуть на их товар. А так все очень мило, деликатно, спокойно, без суеты и сутолоки.

Нельзя не обратить внимания на то, что сегодня хивинцы (а это в основной массе – узбеки) владеют из иностранных языков больше английским, меньше французским и итальянским. И, конечно же, знают русский.

- Я учусь в Ташкенте, на факультете иностранных языков, - говорит Акмал, в ресторане которого мы решили отобедать. – Мой основной язык итальянский, но могу с вами поговорить и на английском. Правда, у меня British accent! Начнем...

И провел экскурсию на английском языке, поведав нам древнюю историю хорезмийцев, создавших этот уникальный город на краю пустыни.

В это время недалеко отмавзолея Саида Аллауддина начались петушиные и бараньи бои, ставшие одним из самых азартных зрелищ Фестиваля. В последний раз я их видел в далеком детстве. И вот, спустя несколько десятилетий имел возможность вновь насладиться ярким зрелищем. Мне сказали, что здесь петухи и бараны особой породы, имеют награды и их специально готовят к опасным схваткам. Но это надо видеть!

Плов

Я очень люблю наблюдать за творцами плова. Не могу их называть поварами, это звучало бы слишком приземленно. Ибо, как поговаривал автор «басмаческого» плова Роман Толмасов, процесс приготовления этого божественного блюда, сама атмосфера, царящая во время его приготовления, настроение, музыка, и, конечно же, специи и секреты мастеров и создают в конечном итоге великое чудо – плов!

Как мне стало известно, в Хиве все столов��е, расположенные на территории заповедника, готовят пищу на дровах или углях. На площади Ота-дарвоза даже установили тандыр, на котором готовили особые, хивинские лепешки. Давно не видел я столько хвороста, сухих веток, поленьев – одним словом, вернулся в свою хлопковую юность.

Организаторы фестиваля не ограничились просто благотворительным намерением накормить гостей в день праздника. Был проведен конкурс на лучшего мастера – ошчи. Причем, представлялись разные регионы: Самарканд, Наманган и Бухара.

Надо ли вам, дорогой читатель, сообщать, за кого болели мы с супругой? Я, естественно, за Самарканд, Мира – за Бухару, а все остальные – за всех.

На возвышении установили три котла – и началось... Казалось бы, ну чем могут удивить нас, уроженцев Узбекистана, искусные мастера плова? А вот и удивили. Во-первых, в плов бухарцы подкладывают и завернутые в шелковистые весенние виноградные листья куски мяса. А сверху еще – полкурицы. Наманганцы придерживаются классических норм! А самаркандцы… Они проиграли. Выиграли наманганцы! Так, что в Намангане не только яблочки зреют ароматные, там и плов готовят классный! Особенно, если его готовит Авазхон Дехконов.

Мне пришлось познакомиться с членами жюри. Это Эльмира Ахмедова, директор Центра национальных искусств Фонда Форум, Ширин Акинер, профессор Лондонского университета, Великобритания, Акбар Умаров, председатель ассоциации кулинаров Узбекистана, Уткир Хакимов, представитель министерства по делам культуры и спорта РУз, Мансур Курязов, мастер прикладного искусства, (традиционные куклы).

С У. Хакимовым мы встречались в Нью-Йорке. Он с радостью узнал нас, просил передать привет Мухаббат Шамаевой и всем его знакомым.

Англичанка Ширин Акинер, как оказалось, не первый раз в Узбекистане, и ее обуревали радостные чувства пирующего гурмана, уже не раз дегустировавшего узбекскую кухню и имеющего полное право быть экспертом. Как оказалось, в Лондоне она знакома с музыковедом Розой Султановой, с которой мы дружили в годы учебы в ташкентской консерватории.

А Эльвира Ахмедова оказалась очень гостеприимной женщиной, усадила нас и, благодаря ее стараниям, мы отведали все три вида любимого нами плова. Ташаккур!

Фестиваль национального платья

То, что узбекские девушки самые красивые в мире, – это аксиома. Но, чтобы увидеть их в столь разнообразных костюмах, столь неотразимыми, достойными сравнения с манекенщицами мирового класса, стоило приехать в Хиву!

Я никогда не присутствовал на показе мод дизайнеров Узбекистана. И во Дворце Таш-Ховли пришел в неописуемый восторг. Хотите почувствовать себя падишахом на один час – принимайте участие в такого рода показах мод. Вступлением к показу стала небольшая театральная зарисовка, в которой предстал хан со своими придворными. Как бы для них и началась демонстрация моделей восточными красавицами.

Показ мод проходил с 7-ми часов вечера – уже заходило солнце, освещая макушки минаретов и куполов медресе. Элегантные, стройные девушки с удивительно одухотворенными лицами (в этом особенность данного показа) прошлись по периметру двора Таш-Ховли, поражая своими нарядами и безукоризненной походкой. Если учесть, что коврики, по которым чинно и величаво следовали манекенщицы, иногда и на шпильках (в зависимости от замысла дизайнера) были постелены на старинный кирпичный двор, то девушкам надо отдать должное: ни одна не споткнулась, не сошла с курса, пройдя ровно, как на паркетном подиуме! Ай да девушки, ай да молодцы!

Вначале демонстрировались традиционные узбекские платья с небольшими намеками на сегодняшний день. Но чем дальше, тем круче. И калоши, и масси, различные национальные головные уборы, ювелирные украшения, и, конечно же, буйство хан-атласа, ипака, бархата, самых разных оттенков и видов... Можно представить, что смогли ощутить гости фестиваля от такого калейдоскопа!

Потом на подиум вышли дети, очаровавшие всех своими непосредственными движениями и величавым шагом. (О том, что делает Фонд Форум в области детской моды, ниже).

Мне лично понравились смелые, новаторские, можно сказать, авангардные решения в области традиционной женской одежды. И, думается, узбекистанским дизайнерам следует смелее осваивать, внедрять свои идеи, как на родине, так и в Америке.

Моя супруга, работающая не один год в одном из Show Room в Манхеттене, подумала, что многое пришлось бы по вкусу ее менеджерам.

Глядя на эту коллекцию, я порадовался за современных узбекских женщин, которым ест�� из чего выбирать. Каждая, в зависимости от своих особенностей, может выбрать нечто по вкусу, абсолютно не повторяя соседку.

Концерт

К чести организаторов фестиваля, надо отметить, что до начала гала-концерта во дворце Кохна Арк, весь день в городе звучала музыка. Я имел возможность послушать прекрасных хорезмских макомистов, ансамбли народных певцов, любоваться танцорами, которые дарили зрителям свое искусство не только на разных площадках города, но и перемещаясь вдоль улиц.

Седой, но с очень живыми и радостными глазами 77-летний Бексанов Кажыр-бахши приехал из Янги-Арыкского района.

- Я ученик Болабахши Абдуллаева, у меня 14 детей, 46 внуков! – сказал он, взяв тар в руки. – И я еще пою! И буду петь долго, как мой учитель.

Пел он очень выразительно, в манере, свойственной мастерам этого жанра.

Концерт в Хиве проходил в особом формате. Это фольклорная музыка, эстрада, представленные в контексте народного праздника. Это не просто концертная программа, а подлинно народное представление. Все участники фестиваля почти все время находятся если не на главной сцене, то с правой и левой стороны от нее. Я чувствовал особую энергетику, которая охватывала буквально всех, находящихся в изумительном дворце Кохна-Арк: и артистов, и зрителей.

Нас вместе с замечательным корейским музыковедом Ханом посадили на первый ряд. Надо отдать должное режиссеру концерта Рустаму Шамсутдинову, которому удалось выстроить интересную программу с учетом массовости выступающих и особенностей пространства, разделенного на три части: центральную сцену и боковые площадки.

Концерт начался с выступления одного из самобытных и ярких музыкантов ХХI века, изумительного гиджакчи, виртуоза, тончайшего интерпретатора узбекской и восточной музыки Абдулхошима Исмаилова. Невозможно описать прелесть его мелизматики, поистине моцартовскую легкость, неистощимую фантазию и умение передать свои чувства зрителям, которые восторженно реагировали на каждый мелодический изыск виртуоза, вдохновляя и окрыляя его. Вот это Устоз! Вот это Мастер! Вот это аудитория!

Зулайхо Бойхонова – яркая звезда на музыкальном небосклоне Узбекистана. Ее вполне справедливо называют «Сахнамиз фариштаси» - «Ангел сцены». Обладая сильным голосом и высокой исполнительской культурой, достойными ведущих оперных див мира, она в равной степени владеет и узбекской национальной вокальной школой, и бельканто. Когда я встретился с ней после концерта в уютном ресторане Хивы, она спела несколько французских и испанских песен и ввела в транс именитых гостей из этих стран.

Особенно следует сказать об ансамбле «Чавки» (Булунгур, Самаркандская область) – поразительных танцорах и певцах, выступающих без инструментов. Они внесли в фестивальную программу собственную краску. Одна группа мужчин и женщин поет, хлопает в ладоши, а другая – танцует, причем все это носит такой архаичный характер, что диву даешься, как могли сохранить, сберечь от натиска электронного диско и нашествия псевдофольклорного искусства этот изумруд народного творчества! Артистам удается воспроизвести голосами особые сонорные эффекты, обусловленные самим механизмом гортанного звуко извлечения. Видимо, такая форма представления и исполнения уходит корнями в седую древность, к периоду языческих верований древних кочевников.

Порадовали своим выступлением бухарский ансамбль, исполнивший милые моему этносу песни великого города, каракалпакские музыканты. Среди молодых артистов эстрады запомнился популярный певец Самандар Хамракулов.

И, конечно, весь вечер царствовал хорезмский «Лязги», ритмы которого, как говорят в народе, могут оживить и мертвого. Блистательные профессиональные танцовщицы, представили новый вариант древнего танца. Значительно усложнив его технически, они смогли не нарушить свойственные «Лязги» легкость и игривость. Как можно усидеть на месте, если звучит такая музыка и в таком городе! Когда меня пригласили на танец, я сразу же пустился в пляс, став в эти минуты таким же хивинцем, как и все участники фестиваля.

Фестиваль завершился чествованием лауреатов. На сцену поднялась председатель Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистан», автор этого уникального проекта Гульнара Каримова и глава представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Хорхе Эспинал, которые провели награждение победителей Фестиваля, вручив им дипломы, статуэтки и памятные призы.

Я с удовольствием отметил для себя, что ансамбль «Чавки» Самаркандской облас��и тоже стал лауреатом этого фестиваля.

Ташкент – Центр национального искусства

С директором Центра национального искусства Фонда Форума Эльмирой Ахмедовой я познакомился еще в Хиве, где она была среди членов жюри, дегустировавших различные виды плова. Кандидат философских наук, искусствовед с большим стажем, она рассказывала мне о своей работе с такой любовью, что я, приехав в Ташкент, решил, несмотря на усталость, все же отправиться в старый город и лично убедиться во всем услышанном. Не хочу быть банальным, но не могу не вспомнить восточную пословицу: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать!

Роскошный дворец, построенный в 2007 году по последнему слову техники, поражает не только своим размером, но и великолепным оформлением. Мне показалось, что я нахожусь в Дюссельдорфе или Амстердаме, так созвучны самым высоким европейским стандартам дизайн, техническое оснащение внутри здания. Но самое главное – это дети!

Они в этот день пришли на праздник моды. Не удивляйтесь, этому уделяется огромное внимание – и правильно! Чем красивее и наряднее станут одеваться дети, тем солиднее и современнее будет выглядеть столица.

Эльмира Ахмедова оказалась прекрасным гидом. Я думаю, ради ее лекции об истории декоративно-прикладного искусства, узбекских сюзане следовало бы специально съездить в Ташкент.

- У нас представлены работы выдающихся узбекских мастеров прикладного искусства, - начала Э.Ахмедова. – Вот здесь резьба и роспись, керамика, причем все регионы представлены. А в этой экспозиции – текстиль, ковры, чеканка.

Я стоял завороженный у стенда с изделиями бухарских мастеров золотошвейного дела, который являлся развитым мужским промыслом.

- Изделия вышивались на особых деревянных пяльцах в виде прямоугольной рамы. Вот халаты – зарчапаны, которые поражают декоративностью и орнаментальным разнообразием. Ни один халат не повторяет другого. Такие халаты носили бухарские эмиры и знать. Шились и так называемые подарочные халаты, которые дарились эмиром в знак милости, входили в перечень посольских даров.

Не скрою, на меня особое впечатление произвели и сюзане.

- Это коллекция самаркандских мастеров, - Э.Ахмедова показала мне удивительной легкости и красоты сюзане, который я помню еще с детских лет. – Невесты, приносили с собой в дом жениха приданное: сундук, курпачи. И все это накрывалось вот таким сюзане.

Сейчас сюзане стали экспонироваться как произведения искусства, их вывешивают на стене. Причем мне приходилось их видеть не только на выставках, но и в домах состоятельных американцев, которые, побывав в Узбекистане, считали своим долгом обзавестись сюзане и поместить его в восточной комнате, рядом с коврами, кувшинами, рядом с красочными натюрмортами, вазами и ювелирными украшениями.

- Я люблю свою работу, так как вижу ее результаты, - говорит Эльмира. – Растет поколение, которое по-новому воспринимает традиционное искусство, развивает свои вкусы в контексте собственных традиций и культуры. Я преподавала в институте, но когда появилась возможность работать в этом Центре, поняла – именно здесь мое место!

В это время на втором этаже Центра национальных искусств началась демонстрация моделей детской моды «Болажонлар-Ширинтойлар». Фестиваль, ежегодно проводимый Фондом Форум совместно с Ассоциацией модельеров Узбекистана «Осиё рамзи» (Халида Хафизова), становится событием в культурной жизни Ташкента. И снова моему удивлению не было предела! Это буйство фантазии и добрых намерений.

Детская мода требует особого такта и уважения к возрасту манекенщиц. Вульгарность, опасная в моде для взрослых, просто недопустима в одежде для детей, ибо стимулирует их дурновкусие, пошлость. Естественно, эти недочеты влекут за собой и сбой в эстетическом воспитании. Так вот, смею вас заверить, дорогие друзья, что все эти проблемы счастливо обошли не только авторов коллекции детской одежды, но и самих манекенщиков и манекенщиц.

Секрет успеха прост: работы молодых дизайнеров курируются опытными специалистами из Ташкентского текстильного института. Более того, издается специальный, красочный журнал «Болажонлар-ширинтойлар», который пропагандирует удачные модели и коллекции участников фестиваля. В течение фестиваля были представлены 41 коллекция, 180 моделей для детей в возрасте от 3 до 16 лет. Такова статистика Фестиваля «Болажонлар-Ширинтойлар 2010». Но цифры не могут передать всю грандиозность и зрелищность события, проходившего 10 и 11 мая на подиуме Центра национальных искусств.

Как мне сообщили, подготовка к Фестивалю ведется на протяжении года со стороны дизайнеров, детей и самих организаторов. Возможно, поэтому коллекции участников умиляли, удивляли и восхищали. Дизайнеры смогли предусмотреть каждую деталь: от прически до обуви и подачи на подиуме. Дополненные яркими бантами, воздушными шариками, трансформирующимися элементами, национальными мотивами, модели одежды настолько разнообразны, что подходят для всех случаев и настроений. Наряды для выпускного бала, школьная форма, костюмы для вечеринки, для прогулки, для занятий спортом... Спортивные коллекции стоит отметить отдельно. Юные теннисисты, ушуисты, гимнасты, таэквондисты продемонстрировали специально сшитые для них костюмы, посвященные году гармонично развитого поколения.

Журнал «The Bukharian Times»
№432 (21-27 мая 2010 г.), 434 (4-10 июня 2010 г.)

Пресса о нас

Журнал Rush (ОАЭ)
www.alldayplus.ru (Россия)
Издание "Российская газета"
Газета Al Bayan (ОАЭ)
Австрийские СМИ
www.jaseng.net (Республика Корея)
www.cnuhh.com (Республика Корея)
Архив публикаций

© Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана», 2004—2012

Все права защищены. Копирование, воспроизведение (включая воспроизведение на сайтах сети Интернет для любых целей, включая обзоры), переработка, распространение, передача в эфир, иное использование статей и других материалов веб-сайта Фонда Форума любым способом без письменного разрешения запрещено и влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Узбекистан о защите авторских прав.

Адрес: г. Ташкент, проспект Узбекистанский, 80
Тел/Факс: (998 71) 239-2771, 239-2774